Хороший возврат (хусн уль-када) долга и ростовщичество

original11565990

Вопрос:

от Asma Jube:

«Ассаляму алейкум ва рахматуллахи ва баракятуху. Как спрашивали ранее, человек дал взаймы тонну металла, однако заёмщик вернул тонну и чуть больше по своей доброй воле, без какой-либо просьбы или давления со стороны заимодателя. Это считается хорошим возвратом долга или нет? Пожалуйста, ответьте нам».

от Om Ahmad:

«Да наградит Аллах Вас благом. Как Вы уже сказали, дача взаймы не дозволена при условии возврата в большем или меньшем количестве. Долг необходимо вернуть именно тем же имуществом и в том количестве. Но у меня возникла путаница со словом «хороший возврат (хусн уль-када)» — почему это не считается ростовщичеством, ведь согласно Вашему ответу ранее, ростовщичество — это любая надбавка в типе и в количестве имущества при возврате. Объясните пожалуйста, почему выплата долга Посланником Аллаха (с.а.с.) в виде отборной четырёхлетней верблюдицы взамен за молодого верблюда считается хусн уль-када, а возврат тонны с половиной металла за тонну — ростовщичеством? Разве Вы не говорили о том, что запрещена надбавка в типе и в количестве имущества при возврате?».

от الواثقه بوعد الله:

«Ассаляму алейкум, наш дорогой шейх, да вознаградит Вас Аллах благом! Ранее Вы ответили: «…Долг необходимо вернуть заимодателю без надбавки, без «прибыли», иначе это будет ростовщичеством…». Имеете ли Вы в виду то, что займодателю запрещено ставить условия надбавки перед заёмщиком, или же без упоминания каких-либо условий в любом случае недопустима надбавка?».

Ответ:

Ва алейкум ассалям ва рахматуллахи ва баракятуху,

То, о чём идёт речь в хадисе Посланника Аллаха (с.а.с.) о хорошем возврате (хусн уль-када) долга, не означает надбавку количества, веса или меры. Там говорится о том же количестве, весе и мере. Однако позволяется завысить качество. Например, если человек занимает 10 килограмм пшеницы, то ему позволено вернуть те же 10 килограмм более качественной пшеницы, или 10 саъ более качественной пшеницы за 10 саъ пшеницы. Если же он брал взаймы одну овцу, то может вернуть одну более качественную овцу, а не две. В этом и заключается суть хусн уль-када, а не надбавка в весе, мере или количестве.

Это понимается из хадиса Посланника Аллаха (с.а.с.): от Абу Рафиъа: «Посланник Аллаха (с.а.с.) взял у некоего человека в долг молодого верблюда. И когда появились у него верблюды в качестве милостыни, он приказал мне вернуть верблюда тому человеку. Но я вернулся к Посланнику (с.а.с.) и сказал: «О Посланник Аллаха, я не нашёл среди них ничего, кроме отборных четырёхлетних верблюдиц». В ответ на это Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

أَعْطِهِ إِيَّاهُ فَإِنَّ خِيَارَ النَّاسِ أَحْسَنُهُمْ قَضَاءً

«Отдай ему это, ибо самые лучшие люди — это те, которые хорошо возвращают (хусн уль-када) свой долг», —

т.е. он (с.а.с.) красиво, более достойно и качественно вернул долг, но в том же количестве одного верблюда.

На это мы указали в ответе ранее про возврат 1,5 тонн металла за 1 тонну, полученную взаймы. Так запрещено делать, необходимо вернуть долг в том же количестве.

Говоря иначе, хусн уль-када не означает надбавку в весе, мере или количестве, а означает возврат долга в том же весе, мере и количестве, но в более достойном виде — погашение долга в более качественном виде и без требований об этом со стороны заимодателя, т.к. Посланник (с.а.с.) выплатил долг более качественным верблюдом без предварительных условий заимодателя.

В книге «Экономическая система Ислама» отмечено, что дозволены купля-продажа и взятие под залог товара за товар одного или разного видов и в произвольных количествах. Исключение составляет купля-продажа (обмен) золота за золото, серебра за серебро, фиников за финики, пшеницы за пшеницу, соли за соль, ячменя за ячмень. Данные шесть видов товаров должны обмениваться только в равных количествах и наличными, иначе это будет ростовщичеством. Дача взаймы и возврат долга производится только идентичным имуществом и в одном количестве, иначе это так же будет ростовщичеством. Ростовщичество (риба) — это получение имущества взамен за идентичное имущество, но в другом количестве. В главе «Ростовщичество» говорится:

«Дача взаймы и возврат долга дозволены как шестью данными видами товара, так и другими, которые, согласно шариатским законам (халял), могут быть в собственности и распоряжении человека. Ростовщичество будет только в том случае, если дача взаймы и возврат долга влекут за собой прибыль в пользу какой-либо из сторон. Харис ибн Абу Усама передаёт слова Али о том, что Посланник Аллаха запретил заём, который приносит прибыль. В другой версии передачи говорится: «Всякий заём, который приносит прибыль — это риба». Исключением является случай, когда долг возвращается хорошо, а именно — не в большем количестве, а в качестве. Передаёт Муслим от Абу Рафиъа: «Посланник Аллаха (с.а.с.) взял у некоего человека в долг молодого верблюда. И когда появились у него верблюды в качестве милостыни, он приказал мне вернуть верблюда тому человеку. Но я вернулся к Посланнику (с.а.с.) и сказал: «О Посланник Аллаха, я не нашёл среди них ничего, кроме отборных четырёхлетних верблюдиц». В ответ на это Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал:

أَعْطِهِ إِيَّاهُ فَإِنَّ خِيَارَ النَّاسِ أَحْسَنُهُمْ قَضَاءً

«Отдай ему это, ибо самые лучшие люди — это те, которые хорошо возвращают (хусн уль-када) свой долг» (конец цитаты).

Нельзя говорить, что если подарок за подарок дозволен, то возврат долга с прибавкой в весе, количестве или мере без требования заимодателя так же дозволен. Подарок за подарок дозволен только в тех моментах, которые не имеют ни малейшего отношения к теме долга. Ведь надбавка произошла по причине долга, что является прибылью от долга и, соответственно, попадает под хадис от Хариса ибн Абу Усамы, который передаёт слова Али о том, что Посланник Аллаха запретил заём, который приносит прибыль. В другой версии передачи говорится: «Всякий заём, который приносит прибыль — это риба».

Так же неверно судить о том, что надбавка в качестве — это прибыль от долга, т.к. Посланник (с.а.с.) дозволил её и назвал «хорошим возвратом (хусн уль-када) долга», как указанно в хадисе Абу Рафиъи выше.

Надеюсь, что этот ответ будет достаточным, с позволения Аллаха.

Ваш брат Ата ибн Халиль Абу ар-Рашта

5 Шаъбана 1439 г.х.

21.04.2018 г.