Шариатское значение термина «бидъа»

https://nusra.info

Вопрос: В одном из наших собраний мы совместно обсуждали то, что означает бидъа (новшество) в терминологии. Некоторые из нас сказали, что оно применяется в отношении всего, что противоречит приказу Законодателя. А другие сказали, что оно применяется только в отношении того, что противоречит приказу Законодателя в ибадате (поклонении)… Мы просим Вас разъяснить этот вопрос и пусть Аллах воздаст вам благом.

Ответ: Приказы законодателя бывают двух видов:

К первому относится тот вид, в котором есть форма повелительного наклонения с разъяснением метода выполнения этого приказа, т.е. практические меры исполнения. Например, Всевышний Аллах сказал:

«Совершайте намаз» (2:43)

Это форма повелительного наклонения. Однако Аллах не позволил человеку совершать намаз так, как ему хочется. Напротив, приводятся другие тексты, которые разъясняют метод выполнения намаза, такие как: кыям (стояние), чтение, руку и суджуд (сидение). Также Всевышний Аллах сказал:

«Люди обязаны перед Аллахом совершить хадж к Дому (Каабе), если они способны проделать этот путь» (3:97)

Это форма, повелевающая совершить хадж — «сообщение в форме требования». Затем приводятся другие тексты, разъясняющие метод выполнения этого приказа – хаджа.

Ко второму виду относится вид, в котором имеется форма повелительного наклонения в общей или абсолютной форме без разъяснения метода его выполнения, т.е. без разъяснения практических мер исполнения. Например, слова посланника Аллаха (с.а.с.):

«Если кто-то дает что-либо под залог, то пусть дает его в определенной мере, с определенным весом и на определенный срок». (Приводит аль-Бухарий). Здесь приказ приводится в форме условного предложения. И он (с.а.с.) приказывает давать что-либо в определенной мере, с определенным весом и на определенный срок. Однако Законодатель не разъяснил метод выполнения требуемых мер как, например, чтобы договаривающиеся стороны стали друг перед другом, прочитали что-либо из Корана, затем сделали шаг вперед, обнялись и начали обговаривать условия этой сделки. И после этого происходит принятие и предложение… Например, слова посланника Аллаха (с.а.с.): «Золото на золото будет ростовщичеством, если не обменять сразу же при наличии того и другого». (Приводит аль-Бухарий и Муслим). А также:

Золото на золото и серебро на серебро равномерно и наличными. (аль-Бухарий и Муслим). Это приказ — «сообщение в форме требования». Однако он не разъяснил практические меры для этого взаимообмена согласно тому, что мы приводили выше.

Например, приводится от посланника Аллаха (с.а.с.), что он приказывал вставать во время прохождения похоронного процесса, как это приводится в хадисе от Муслима: «Если вы увидите проходящие похороны, то встаньте». Действие посланника Аллаха (с.а.с.) означает требование, т.е. приказ. Однако он не разъяснил метод практических мер выполнения этого действия согласно примерам, приведенным выше.

Таким образом, есть приказы Законодателя, в которых имеются практические меры для их выполнения. Также есть приказы, которые приводятся в общей и абсолютной форме без подробных практических мер для метода выполнения.

2 — Противоречие приказу Законодателя, относительно которого есть метод выполнения, называется в терминологии бидъа (новшеством), потому что он не соответствует, указанному шариатом, методу. Бидъа в лексическом значении, как приводится в «Лисануль Араб», означает: новатор, вносящий что-либо новое…

В терминологии имеет то же значение, т.е. противоречие шариатскому методу, разъясненному Законодателем для выполнения шариатского приказа. Это значение и содержится в смысле хадиса:

«Кто совершит поступок, не соответствующий нашему делу – будет отвергнут». (аль-Бухарий и Муслим). Итак, кто совершит три земных поклона во время намаза за место двух, то он внесет бидъа (новшество). Кто бросит восемь камушек за место семи в Мина, тот совершит бидъа (новшество)… И всякое новшество — есть заблуждение. А всякое заблуждение — в огне, т.е. он совершает грех.

3 — Противоречие приказу Законодателя, относительно которого нет метода выполнения. И оно имеет место в законах шариата и о нем говорится харам, макрух или мубах – если оно было обращением Законодателя, связанным с таклифом (обязательством). Или же говорится батыль или фасид (недействительный), если это было обращением, связанным с положением вадъ. И это согласно къарине (доказательству), имеющемуся в приказе с точки зрения категоричности или вероятности или же предоставления выбора.

В нашем первом примере «Кто дал что-либо под залог», противореча приказу Законодателя, т.е. без определенной меры, без определенного веса и без определенного срока. То не говорится, что он внес бидъа (новшество), а говорится, что этот договор противоречит приказу Законодателя и является батыль или фасид (недействительным) согласно имеющемуся противоречию.

Во втором примере, противоречие приказу «Золото на золото равномерно и наличными» т.е. если бы человек обменял золото на золото, нарушая приказ Законодателя, т.е. неравно- мерно и не наличными – то не говорится, что он совершил бидъа (новшество) из-за противоречия приказу. А говорится, что он совершил харам, совершая ростовщичество.

Также не говорится, что невставание во время прохождения похорон и сидение является бидъа (новшеством). Напротив, это дозволено, потому что шариатские тексты приводятся в двух положениях. Приводит Муслим от Алий ибн Абу Талиба (да будет доволен им Аллах) что он сказал: «Посланник Аллаха (с.а.с.) встал, а затем сел». (Муслим). И точно так же в отношении противоречия приказу Законодателя:

«Бери по богобоязненности и будешь счастлив». (аль-Бухарий). То здесь не говорится, что он совершил бидъа (новшество). Напротив, изучается закон шариата, связанный с браком не на богобоязненной, ибо Законодатель не разъяснил практические меры для выбора жены. Например, чтобы жених встал перед ней и прочитал аят аль-Курсий, затем сделал шаг вперед и прочитал суры «Фалякъ» и «ан-Нас» и затем сделал еще шаг и сказал Бисмиллях, а затем протянул правую руку для заключения брака. Также слова посланника Аллаха (с.а.с.) в отношении торговцев, которые клянутся много: «О, торговцы! Поистине, торговля сопровождается пустословием и клятвами. Поэтому, почаще давайте милостыню». (Абу Давуд). Законодатель не разъяснил подробные меры для выполнения этого приказа «почаще давайте». Поэтому не говорится, что тот, кто занимается торговлей и клянется, при этом, не давая милостыни, совершает бидъа (новшество). Необходимо изучать закон шариата, связанный с положением, когда торговец не дает милостыню, давая клятву во время торговли.

Итак, в отношении всех противоречий приказам, относительно которых Законодатель не установил подробный метод исполнения.

4 — Рассматривая шариатские тексты, видно, что чаще всего в ибадате (поклонении) приводится метод исполнения приказа Законодателя, т.е. практические меры для выполнения Его приказов. Поэтому бидъа (новшество) может иметь место только в ибадате (поклонении), потому что в них приводятся практические меры для выполнения приказа законодателя.

Мы говорим в большинстве поклонений, потому что в некоторых нет практических мер выполнения. Например, джихад хоть и относится к поклонению, все же его приказы приводятся в общей и абсолютной форме:

«О те, которые уверовали! Сражайтесь с неверующими, которые находятся вблизи вас» (9:123)

«О, Пророк! Сражайся с неверующими и лицемерами и будь суров с ними» (66:9)

В отношении этих приказов нет текстов, разъясняющих метод их выполнения. Например, не приводится, как нужно вести сражение. Например, прочитать аят, сделать один выстрел, затем сделать шаг и сделать другой выстрел, а затем отклониться в правую сторону. Поэтому о том, кто не ведет джихад (в случае, когда он является обязательным) – не говорится, что он совершил бидъа (новшество). А говорится, что он совершил харам из-за оставления джихада.

5 — В заключении: Противоречие приказам Законодателя, где Он разъяснил метод выполнения того или иного поклонения является бидъа (новшеством). А противоречие общему и абсолютному приказу Законодателя, где Он не разъяснил метод выполнения – бывает в законах шариата как харам, макрух или мубах или же в положении вадъ — как бутлян или фасад (недействительность).

И, так как при рассмотрении видно, что большинство форм поклонения (ибадат) имеют метод их выполнения, поэтому они могут относиться к бидъа (новшеству).

А что касается доказательств взаимоотношений или джихада, то они приводятся в общей и абсолютной форме. Поэтому противоречие им относится к законам шариата таклиф (обязательство): харам, макрух, мубах или к положению вадъ: бутлян, фасад (недействительность).