Разговение постящегося по забывчивости

ramazan-sofrasi

Имам Абу Ханифа, имам аш-Шафиъи и имам Ахмад утверждают, что если постящийся поел или выпил по забывчивости, то он не считается разговевшимся, и нет на нём ничего, независимо от того, мало ли было употреблено еды и питья или много. Хасан аль-Басри, Муджахид, Исхакъ ибн Рахувайх, Абу Саур, Дауд ибн Али, Ата, аль-Авзаъи и ал-Ляйс утверждают это мнение. Рабиъа и Малик сказали: «Поевший и выпивший по забывчивости нарушает пост и на нём обязательство восполнения (къада)». Правильным же является первое утверждение. На это указывают следующие тексты:

1-                                                                                                                                                                                         Передаётся от Абу Хурайры (р.а.), что он сказал: «Пророк (с.а.с.) сказал:«Кто поел по забывчивости, будучи постящимся, пусть доведёт свой пост до конца, ибо поистине его накормил и напоил Аллах»» . Хадис передали аль-Бухари (6669), Муслим, Абу Дауд, ат-Тирмизи и ад-Дарими. Хадис от Муслима приводится с содержанием: «Кто забыл, будучи постящимся, и поел либо попил, то пусть завершит свой пост (до конца), ибо поистине его накормил и напоил Аллах».

2-                                                                                                                                                                                         От него же (р.а.) передаётся, что Пророк (с.а.с.) сказал: «Кто разговелся по забывчивости в месяц Рамадан, то нет на нём обязательства восполнения и искупления». Хадис передал ибн Хиббан (3521). Его санад сахих. Также его передали ибн Хузайма, ад-Даракъутни, аль-Байхакъи и аль-Хаким, сказав, что он сахих. Ибн Хузайма (1990) и ат-Табарани в «аль-Муъджам аль-Аусат» передали иной хадис с таким содержанием: «Кто поел или выпил по забывчивости в Рамадан, то нет на нём обязательства восполнения и искупления». Санад этого хадиса хасан.

3-                                                                                                                                                                                         От него же (р.а.) передаётся, что он сказал: «Однажды к Пророку (с.а.с.) пришёл некий мужчина и сказал: «О Посланник Аллаха, я поел и попил по забывчивости, будучи постящимся», на что он (с.а.с.) сказал: «Тебя накормил и напоил Аллах»». Хадис передали Абу Дауд (2398), ан-Насаи, ад-Даракъутни и ат-Тирмизи, сказав: «Хадис хасан сахих».

4-                                                                                                                                                                                         Умм Хаким бинт Динар передаёт от своей госпожи Умм Исхакъ (р.а.), что однажды она была у Посланника Аллаха (с.а.с.). Была принесена тарелка сарида и она поела вместе с ним. С ним (с.а.с.) также был Зуль-Ядайн. Посланник Аллаха (с.а.с.) подал ей аркъ и сказал: «О Умм Исхакъ, возьми это». Я вспомнила, что я пощусь, и я убрала руки, не протягивая их и не прижимая. Пророк (с.а.с.) сказал: «Что с тобой?» Она сказала: «Я пощусь, и забыла об этом» . Зуль-Ядайн сказал: «Только сейчас (ты об этом говоришь) после того, как наелась?!» , на что Пророк (с.а.с.) сказал: «Заверши свой пост (до конца), ибо поистине это удел (ризкъ), которым наделил тебя Аллах». Хадис передали Ахмад (27609) и ат-Табарани в «аль-Муъджам аль-Кабир». «Аркъ»   — это кость, на которой остаётся немного мяса.

Эти тексты имеют ясное указание того, что на том, кто поел или попил по забывчивости, нет обязательства восполнения (къада) и искупления, и его пост является правильным, независимо от того, был ли он обязательным, как пост в Рамадан, или добровольным, а также независимо от того, довела ли еда и питьё до степени сытости или нет. Я не нашёл доказательства высказыванию Малика, в котором он противоречит данным доказательствам. В «аль-Мудаввинат уль-Кубра» я нашёл только одну его фетву о том, что если постящийся поест или выпьет, то его пост нарушается. Да простит его Всевышний Аллах.