Хукм поста в пути

1f32bf84820ed8cacc9e211eaf5927e3

Большинство сподвижников, табиинов и тех, кто были после них, а вместе с ними четыре имама, утверждают о дозволенности поста и дозволенности разговения в пути. Однако они разошлись в определении превосходства одного над другим. Так, Абу Ханифа, Малик, аш-Шафиъи, ас-Саури и Абу Саур утверждают о превосходстве поста в пути, для тех, кто в состоянии выполнить это и кого не постигнет трудность, нежели не соблюдение поста. Это передаётся от Анаса ибн Малик, Усмана ибн Абу аль-Ас и Хузайфы ибналь-Яман из числа сподвижников, а также от Урва ибн аз-Зубайр, Саида ибн Джубайр, Абдуллаха ибн аль-Мубарак и Ибрахима ан-Нухаъи. Имам Ахмад, Исхакъ ибн Рахувайх и аль-Авзаъи утверждают о превосходстве разговения (не соблюдение поста) в пути, а это согласно рухсат (разрешение). Об этом передаётся от ибн Аббаса и ибн Умара из числа сподвижников, а также Саид ибн аль-Мусайиба, Амира аш-Шаъби и ибн аль-Маджишуна. Умар ибн Абдулязиз и ибн аль-Мунзир утверждают, что имеет превосходство то, что наиболее легче. Это согласно словам Всевышнего:

… يُرِيدُ ٱ للَّهُ بِكُمُ ٱ لۡيُسۡرَ … ١٨٥

«…Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения…» (2:185)

Передаётся от Умара ибн аль-Хаттаб, его сына Абдуллаха, Абдуррахмана ибн Ауфа и Абу Хурайры из числа сподвижников, а также от ибн Шихаба аз-Зухри из числа табиинов о недозволенности поста в пути, а те, кто постились в Рамадан, находясь в пути, обязаны восполнить его по прибытию. Чтобы выяснить правильную сторону этого вопроса, рассмотрим тексты, связанные с этим:

1-                                                                                                                                                                                                       Передаётся от жены Пророка (с.а.с.) Аиши (р.а.), что Хамза ибн Амр аль-Аслями, который много постился, спросил у Пророка (с.а.с.): «Следует ли мне поститься в пути?» — (на что) он ответил:«Если хочешь, постись, а если хочешь, не постись». Хадис передали аль-Бухари (1943), ан-Насаи и ад-Дарими.

2-                                                                                                                                                                                                       Абу Муравих передаёт от Хамзы ибн Амр аль-Аслями (р.а.), что он сказал: «О Посланник Аллаха, я нахожу в себе силы поститься в пути, (записывается ли) мне за это грех? На что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Это рухсат (разрешение) от Аллаха, и кто воспользуется им, то хорошо, а кто пожелает поститься, то нет на нём греха»». Хадис передали Муслим (2629), ан-Насаи и ибн Хиббан.

3-                                                                                                                                                                                                       Передаётся от Хамзы аль-Аслями (р.а.), что он сказал: «О Посланник Аллаха, я обладатель спины (верховое животное), путешествую с помощью её и почитаю её. Возможно, меня застанет этот месяц (т.е. Рамадан), я имею силу и молод, и нахожу для себя, о Посланник Аллаха, что поститься для меня легче, нежели откладывать, сделав долгом. О Посланник Аллаха, что больше по вознаграждению для меня, поститься или разговляться? Он (с.а.с.) сказал: «О Хамза, любое из них, что пожелаешь»» . Хадис передали Абу Дауд (2403) и аль-Хаким.

4-                                                                                                                                                                                                       Передаётся от Аиши (р.а.), что Хамза ибн Амр аль-Аслями спросил Пророка (с.а.с.): «О Посланник Аллаха, я соблюдаю пост один за другим, так поститься ли мне в пути?» Он (с.а.с.) сказал:«Хочешь   — постись, а хочешь   — разговляйся» . Хадис передали Муслим (2626), ан-Насаи и Ахмад.

5-                                                                                                                                                                                                       Передаётся от Абу Саида аль-Худри (р.а.), что он сказал: «Мы выступили в поход вместе с Посланником Аллаха (с.а.с.) на 16 день Рамадана. Некоторые из нас постились, а некоторые разговлялись (не постились). Постящиеся не порицали разговляющихся, а разговляющиеся не порицали постящихся». Хадис передали Муслим (2615), ан-Насаи, ат-Тирмизи, Ахмад и ибн Хиббан.

6-                                                                                                                                                                                                       Передаётся от Анас ибн Малика (р.а.), что он сказал: «Мы часто находились в пути вместе с Пророком (с.а.с.), и постившийся не порицал разговляющегося, а разговляющийся не порицал постившегося». Хадис передали аль-Бухари (1947), Муслим, Абу Дауд, Малик и аль-Байхакъи.

7-                                                                                                                                                                                                       Передаётся от Абу ад-Дарда (р.а.), что он сказал: ««Однажды, мы двинулись в путь вместе с Пророком (с.а.с.) в такой жаркий день, что человек из-за сильной жары вынужден был прикрывать голову рукой, и среди нас не было постящихся, если не считать Пророка (с.а.с.) и Ибн Равахи» . Хадис передали аль-Бухари (1945), Муслим, Абу Дауд, ибн Маджа и Ахмад.

8-                                                                                                                                                                                                       Передаётся от Джабира ибн Абдуллах (р.а.), что он сказал: «Однажды, Посланник Аллаха (с.а.с.), находясь в пути, увидел толпу людей, (собравшихся вокруг одного) человека и закрывавших его от солнца. Он (с.а.с.) спросил: «Что происходит?» Они ответили: «Он постится». На что он (с.а.с.) сказал: «Пост во время путешествия не от благочестия»». Хадис передали аль-Бухари (1946), Муслим, Абу Дауд, ад-Дарими и Ахмад. Также его передал ан-Насаи (2260) с таким содержанием: «Передаётся от Посланника Аллаха (с.а.с.), что он сказал: «Пост во время путешествия не от благочестия. Вам необходимо воспользоваться рухсатом (разрешением) Великого и Всемогущего Аллаха, так примите же его» . Хадис передал ат-Табарани в «аль-Муъджам аль-Кабир». Выражение «Пост во время путешествия не от благочестия» также приводится от Абдуллаха ибн Умара у ибн Маджа (1665), ибн Хиббана, ат-Табарани и ат-Тахави с сахих санадом. Также приводится от Каъб ибн Асыма аль-Ашъари у ибн Маджа (1664), ат-Табарани, ан-Насаи, Ахмада, ад-Дарими и ат-Тахави. Этот хадис также передали Ахмад (24079) и ат-Табарани  на языке йеменцев в «аль-Муъджам аль-Кабир» от Каъба с таким содержанием: «Пост во время путешествия не от благочестия» ( ليس من امْبِرِّ امصِيامُ في امْسَفَرِ ). Каъб аль-Ашъари был йеменцем, а они вместо определённого артикля ( ا ل ) говорят ( ا م ). Этот хадис также приводится от Абдуллаха ибн Аббаса (р.а.) у аль-Баззара (985) и ат-Табарани в «аль-Муъджам аль-Кабир». Аль-Хайсами сказал: «Передатчики хадиса у аль-Баззара являются передатчиками сахих».

9-                                                                                                                                                                                                       Передаётся от ибн Аббаса (р.а.), что он сказал: «Не порицай тех, кто постится и кто разговляется. В пути Посланник Аллаха (с.а.с.) как постился, так и разговлялся». Хадис передали Муслим (2609), Ахмад и ибн Хузайма. Абу Дауд ат-Таялиси (2677) от него же передаёт такие слова: «Пророк (с.а.с.) постился в пути и разговлялся».

10-                                                                                                                                                                                                  Передаётся от Абу Туъма, что он сказал: «Я был у ибн Умара и к нему пришёл один мужчина и сказал: «О Абу Абдуррахман, я способен постится в пути», на что ибн Умар сказал: «Я слышал, как Посланник Аллаха говорил: «Кто не примет рухсат (разрешение) Великого и Всемогущего Аллаха, то на нём прегрешение, подобно горе Арафат»». Хадис передали Ахмад (5392) и ат-Табарани в «аль-Муъджам аль-Кабир», с санадом, о котором аль-Хайсами сказал хасан.

11-                                                                                                                                                                                                  Передаётся от Абу Саида аль-Худри (р.а.), что он сказал: «В месяц Рамадан, мы выступили в поход вместе с Посланником Аллаха (с.а.с.). Среди нас были как постящиеся, так и разговляющиеся. Постящиеся не сердились на разговляющихся, а разговляющиеся на постящихся. Они посчитали, что тот, кто найдёт в себе силы поститься, то это хорошо, а кто обнаружит в себе слабость и будет разговляться, то это также хорошо». Хадис передали Муслим (2618), ат-Тирмизи, ан-Насаи, Ахмад, ибн Хиббан и ибн Хузайма.

12-                                                                                                                                                                                                  Къазаъа передаёт от Абу Саида аль-Худри (р.а.), что он сказал:«Однажды, мы вместе с Посланником Аллаха (с.а.с.) отправились в Мекку, соблюдая пост. Мы остановились на отдых в каком-то месте и Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Вы приблизились к своему врагу и отказ от поста сделает вас сильнее» . Это было разрешение (рухсат) и некоторые из нас постились, а некоторые разговлялись. Потом мы остановились на отдых в другом месте и он (с.а.с.) сказал: «Утром вы встретите своего врага, и отказ от поста сделает вас сильнее, так разговляйтесь же!». Это было решительным с его стороны и поэтому мы прервали пост, а после этого снова постились, находясь в пути вместе с Посланником Аллаха (с.а.с.)». Хадис передали Муслим (2624), Абу Дауд, Ахмад, аль-Байхакъи и ат-Тахави.

13-                                                                                                                                                                                                  Передаётся от Анаса (р.а.), что он сказал: «Однажды, вместе с Пророком (с.а.с.) мы находились в пути, и среди нас были как постящиеся, так и разговляющиеся. В один жаркий день мы остановились в каком-то месте. В самой обширной тени находились те из нас, кто прикрывался своей одеждой, а некоторые прикрывались от солнца рукой. Соблюдающие пост упали на землю без сил, те же, кто разговлялись, стали разбивать палатки и поить верблюдов, и тогда Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Сегодня те, кто не постился, получили награду» ». Хадис передали Муслим (2622), ан-Насаи, ибн Хузайма и ибн Хиббан.

14-                                                                                                                                                                                                  Ибн Умар (р.а.) передаёт от Посланника Аллаха (с.а.с.), что он сказал:«Поистине, Аллах любит, когда претворяются Его рухсаты (разрешения), а также любит, когда претворяется Его азима (основное, либо первоначальное положение законов)». Хадис передали ибн Хиббан (3568), аль-Баззар и ат-Табарани. Этот хадис также передали ибн Хиббан (2742) и Ахмад с таким содержанием: «Поистине, Аллах любит, когда претворяются Его рухсаты (разрешения), а также не любит, когда совершаются грехи».

15-                                                                                                                                                                                                  Передаётся от Абу Умайя ад-Дамри (р.а.), что он сказал: «Перед выходом в путь, я подошёл к Посланнику Аллаха (с.а.с.), чтобы поздороваться с ним. Когда я стал выходить, он (с.а.с.) сказал: «О Абу Умайя, подожди завтрак». На что я сказал: «О Пророк Аллаха, я пощусь», а он сказал: «Подойди, я сообщу тебе кое-что о путнике. Поистине, Всевышний Аллах снял с него обязательство поста и половину молитвы»». Хадис передали ан-Насаи (2269), аль-Бухари в книге «ат-Тарих», ад-Дарими и ат-Тахави. Анас ибн Малик передаёт от аль-Каъби (р.а.), что приводится у Абу Дауда (2408), ан-Насаи, ибн Маджа, Ахмада и ат-Тирмизи с таким содержанием: ««Поистине, Всевышний Аллах снял с обязательства половину молитвы, а также пост с путника, кормящей грудью и беременной». Клянусь Аллахом, он сказал о них обеих вместе или об одной из них…» , ат-Тирмизи сказал о нём хасан. У ан-Насаи (2274) приводится с таким содержанием: «Поистине, Аллах снял с обязательства путника половину молитвы и пост, а также с беременной и кормящей грудью». Скажу следующее и прошу от Аллаха в этом помощи:

Рассматривающий данные тексты выяснит, что пост в пути приравнивается к разговению в нём, без наличия какого-либо преимущества одного над другим. Во многих текстах Посланник Аллаха (с.а.с.) указывает на это равенство, невзирая на разновидность обращённых к нему вопросов, и разновидность ситуаций, в которых оказались спрашивающие. Это в том значении, что равенство поста и разговения остаётся в своём положении, невзирая на разновидность положений и обстоятельств, что подтверждает полное равенство между ними. Так, первый хадис говорит: «Если хочешь, постись, а если хочешь, не постись».Второй хадис говорит: «Это рухсат (разрешение) от Аллаха, и кто воспользуется им, то хорошо, а кто пожелает поститься, то нет на нём греха». Третий хадис говорит: «О Хамза, любое из них, что пожелаешь». Десятый хадис говорит:«Кто не примет рухсат (разрешение) Великого и Всемогущего Аллаха, то на нём прегрешение, подобно горе Арафат».Одиннадцатый хадис говорит: «Они посчитали, что тот, кто найдёт в себе силы поститься, то это хорошо, а кто обнаружит в себе слабость и будет разговляться, то это также хорошо» . Хамза аль-Аслями (р.а.) обращал свои вопросы в разных формах: В первом хадисе его вопрос приводится в общей форме, а ответом стало абсолютное равенство. Во втором хадисе его слова « я нахожу в себе силы поститься в пути, (записывается ли) мне за это грех?», указывают на то, что как будто он хотел, чтобы пост был предпочитаем разговению, но несмотря на это, ответом стало абсолютное равенство. В третьем хадисе приводятся его слова « я имею силу и молод, и нахожу для себя, о Посланник Аллаха, что поститься для меня легче, нежели откладывать его, сделав долгом»,тем самым добавил ясности своего желания о превосходстве поста, но несмотря на всё это, ответом стало абсолютное равенство между постом и разговением. В четвёртом хадисе Хамза привёл новый довод, желая превосходства поста над разговением, сказав:«я соблюдаю пост один за другим» , а в ответ получил только такие слова Посланника (с.а.с.): «Хочешь   — постись, а хочешь   — разговляйся». Всё это указывает только на то, что пост в пути по воздаянию и достоинству подобен разговению. Не превосходит ни на одну ступень один над другим. Рассмотри остальные тексты и увидишь равенство между ними.

Таким образом, в ясной форме становится очевидной дозволенность поста и разговения в одинаковой степени, без превосходства одного над другим. Согласно вышеприведённому, выясняется ошибочность тех, кто утверждает о превосходстве поста над разговением и тех, кто утверждает о превосходстве разговения над постом в пути. В наиболее ясной форме становится очевидной ошибочность тех, кто утверждает о запрете поста в пути, а на том, кто постился, лежит обязанность восполнения (къада).

Правильным я считаю мнение Умара ибн Абдулязиза и ибн аль-Мунзира, утверждающее о том, что превосходство имеет наиболее облегчённое из них, без выявления превосходства одного над другим. Во-первых, это согласно указанию аята:

… يُرِيدُ ٱ للَّهُ بِكُمُ ٱ لۡيُسۡرَ … ١٨٥

«…Аллах желает вам облегчения и не желает вам затруднения…» (2:185)

Во-вторых, Посланник (с.а.с.) не отдал предпочтение одному из них, а избрал наиболее облегчающее из них, что не является грехом. Передаётся от аль-Бухари (3560), Муслима, Абу Дауда, Малика и Ахмада, что Аиша (р.а.) сказала: «Когда бы ни предлагали Посланнику Аллаха (с.а.с.) на выбор одно из двух дел, он неизменно выбирал более лёгкое из них, если только не являлось оно греховным, если же было в этом что-то греховное, то он держался от (такого дела) дальше любого из людей…». Также и здесь, отдаётся предпочтение одному из них, без наличия греха, и избрание наиболее лёгкого из них является избранием руководства благородного пророчества.

Здесь возникает неизбежный вопрос: Как разъяснить слова Посланника (с.а.с.): «Пост во время путешествия не от благочестия» ? Не указывает ли данное высказывание о предпочтительности разговения? Ответ на это основывается на следующем:

Во-первых: приказ о выполнении какого-либо поступка не означает обязательность запрета его противоположности. Также и запрет на выполнение какого-либо поступка не означает обязательность приказа его противоположности. Здесь же мы скажем: отрицание благочестия поста в пути не означает, что благочестие будет при разговении.

Во-вторых: чтобы мы могли ответить на вопрос, необходимо знать лексическое и шариатское значение слова ( البر ) «благочестие». В определении значения слова «благочестие», разошлись как учёные по языку, так и учёные фикъха. Так, аш-Шафиъи сказал: «Здесь не говориться о благочестии являющейся обязательным, за не исполнение которого человек становится грешником, а говориться о тех, кто отрицает принятие рухсат». Ан-Насаи (2260) приводит хадис с таким содержанием:«Передаётся от Джабира ибн Абдулла, что Посланник Аллаха (с.а.с.) сказал: «Пост во время путешествия не от благочестия. Вам необходимо воспользоваться рухсатом (разрешением) Великого и Всемогущего Аллаха, так примите же его» ». Ат-Тахави сказал: «Здесь под словом «благочестие» подразумевается полное благочестие, что является высшей ступенью, а не то, что пост в пути не является благочестием». Некоторые сказали, что это то, посредством чего приближаются к Великому и Всемогущему Аллаху. Некоторые разъяснили «благочестие» как правдивость. Отсюда, «благочестие в клятве», т.е. её подтверждение и не нарушение. Также оно было разъяснено как подчинение, отсюда «проявление благочестия к родителям», т.е. подчинение им. Также было разъяснено как праведность, и как благо. Значит, это слово вбирает в себя несколько значений, которые содержат только благо. Итак, благочестие   — благо, а для того, чтобы благо было шариатским, необходимо наличие требования и его повеления в Шариате, либо решительным повелением, что будет фардом (обязательным), либо не решительным, что будет мандубом (рекомендуемым). Благочестие (аль-бирр) или благо (аль-хайр) не выходят за рамки этих двух положений, и поэтому благочестие или благо не относятся к мубах, где приравниваются выполнение какого-либо поступка и его оставление, за что нет ни вознаграждения ни греха. Благочестие относится либо к обязательному либо к рекомендуемому. Именно таким должно быть понимание слова «благочестие» в этом хадисе, где его значением является то, что пост в пути не обязуем и не рекомендуем. Это то значение, которое повторяется в недавно рассмотренных нами хадисах «Хочешь   — постись, а хочешь   — разговляйся» , т.е. он относится к мубах (дозволенное), в котором приравнивается выполнение поступка и его оставление.

Таким образом, пост в пути не обязуем и не рекомендуем, а является мубах, и кто хочет поститься, а кто хочет   — разговляется. Это значение, на которое указывают хадисы, среди которых: «Пост во время путешествия не от благочестия» , что означает: пост в пути не относится к числу обязуемых и рекомендуемых. Такое же значение несут слова Пророка (с.а.с.) в 15 пункте:«Подойди, я сообщу тебе кое-что о путнике. Поистине, Всевышний Аллах снял с него обязательство поста…» , т.е. снял приказ и отнёс его к мубах. Таким образом, мы совместили все хадисы, а совмещение всех хадисов лучше, нежели предание забвению одного или нескольких из них, как это установлено в науке усуль.

Есть ещё один вопрос: Как разъяснить хадис под номером 8 «Вам необходимо воспользоваться рухсатом (разрешением) Великого и Всемогущего Аллаха, так примите же его» , и хадис под номером 10 «Кто не примет рухсат (разрешение) Великого и Всемогущего Аллаха, то на нём прегрешение, подобно горе Арафат» ? Не указывают ли оба хадиса на повеление разговляться, и что разговение лучше поста?

Ответом на это является то, что это является приказом о принятии рухсат, но не приказом о разговении, а разница между ними огромна. Здесь смыслом принятия рухсат является отказ от обязательства поста в пути, в равной степени, был ли он обязательным или добровольным, и приводится рухсат для отмены этого обязательства, относя пост к сфере мубах. Хадис в 8 пункте имеет ясное указание моим словам. В хадисе говорится: «Пост во время путешествия не от благочестия. Вам необходимо воспользоваться рухсатом (разрешением) Великого и Всемогущего Аллаха, так примите же его», что значит: пост в пути, в своей основе, не является обязательным и не является рекомендуемым, по причине рухсат Великого и Всемогущего Аллаха. Поэтому необходимо его утверждение и выполнение, а также отказ от обязательства или предпочтительности, как это было до рухсат. Хадис 10 пункта указывает на то же значение   — строгое предупреждение тем, кто остался в своей настойчивости утверждения обязательности или предпочтительности поста в пути, и не принятие рухсат Аллаха, который аннулировал обязательность и предпочтительность. 8 и 10 хадисы гармонируют с прошедшими хадисами, предоставляющие мусульманину выбор между постом и разговением в пути. Это является пониманием сподвижников (р.а.), о чём гласит хадис под номером 5 и 6«Постящиеся не порицали разговляющихся, а разговляющиеся не порицали постящихся» , а также по номером 9 «Не порицай тех, кто постится и кто разговляется» и 11 «Среди нас были как постящиеся, так и разговляющиеся. Постящиеся не сердились на разговляющихся, а разговляющиеся на постящихся» . Что же касается 14 хадиса «Поистине, Аллах любит, когда претворяются Его рухсаты (разрешения), а также любит, когда претворяется Его азима (основное,  первоначальное положение законов)» , то это указывает о наличии равенства, на что указывают все вышеприведённые хадисы, т.е. равенства поста и разговения «любит, когда претворяются Его рухсаты (разрешения), а также любит, когда претворяется Его азима (основное, первоначальное положение законов)» . В одинаковой степени рухсат любит также, как и обязательство, и нет какой-либо особенности одного над другим. Это подкрепляет прошедшие хадисы, утверждающие о равенстве поста и разговения в пути.

В этом хадисе есть одна тонкость, которая, как я вижу, не является скрытой для многих. Когда Аллах, Хвала Ему, предоставил выбор между двумя положениями и отнёс их к сфере мубах, то это не значит, что кто-либо может избрать одно из них на постоянной основе и оставить второе, даже если это дозволено. Всемогущий и Великий Аллах любит, когда кто-либо поочерёдно выполняет оба положения, избирая сначала одно, а затем другое. Об этом говорит хадис выражением «любит», где эта любовь не достигает степени обязательства, т.е. не означает, что мусульманин, с которого снят обязательный и добровольный пост в пути, может полностью оставить пост в пути, обязуясь стать приверженным разговению. Напротив, это значит выбирать то, что любит Всевышний Аллах, а именно, воспользоваться одним   — один или несколько раз, и другим   — один или несколько раз, где нет обязательства и вменение в обязанность, и положение остаётся по выбору, как по хукму так и по действию. Это поясняет то, что приводится в хадисе под номером 7 «и среди нас не было постящихся, если не считать Пророка и Ибн Равахи» , и под номером 9 «В пути Посланник Аллаха (с.а.с.) как постился, так и разговлялся». Он (с.а.с.) является тем, кто передал нам любовь Великого и Всемогущего Аллаха, указывающую на выбор. Он (с.а.с.) действовал согласно этому, постился и разговлялся, не обязуясь одним из них. Остановимся на 12 и 13 хадисах и скажем:

Хадис под номером 12. Посланник Аллаха (с.а.с.) постился, находясь в пути из Медины в Мекку. Сподвижники также постились, а когда они приблизились к врагу, Посланник Аллаха (с.а.с.) упомянул им о рухсат Аллаха, который приравнивает пост и разговение. Он упомянул им о том, что равняется посту, а именно разговение (не соблюдение поста), и разъяснил им, что разговение усилит их и их положением является положение подготовки к сражению, а что нужно от них в сражении, так это подготовка силы и одна из них   — физическая. Он (с.а.с.) не приказал им разговляться, а ограничился только напоминанием. Это является законом Шариата в подобных положениях, а именно, если постящийся обнаруживает слабость, то склоняется к разговению, а если находит в себе силы, то постится. Без этого не будет считаться, что он избрал рухсат, означающий равенство между двумя положениями. Однако Пророк (с.а.с.) незадолго до битвы с врагом, а битва нуждается в физической силе, приказал им приготовить эту силу, велев разговляться. Здесь разговение стало для них обязательным, и положение становится вне темы равенства, т.к. подготовка силы для сражения является обязательной, и поэтому разговение в таком положении становится обязательным. И действительно, все разговелись, следуя закону Шариата в этом положении. Это положение не отменяет закона равенства поста и разговения в пути, т.к. это иная суть дела, связанная со сражением и что необходимо выполнить муджахиду в таком положении. Поэтому, в этом хадисе нет какого-либо указания на предпочтительность разговения в пути перед постом.

Хадис под номером 13. Посланник Аллаха (с.а.с.) был в пути со своими сподвижниками (р.а.) и среди них были как постящиеся, так и разговляющиеся. Это естественное положение   — применение рухсат, ставящий пост и разговение в одну степень. Затем жара усилилась так, что постящиеся упали на землю обессиленными. Здесь им нужно было разговляться, т.к. приверженность посту в этой ситуации означает отсутствие равенства и предоставления выбора между постом и разговением и предпочтение поста разговению, что является неправильным. Поэтому, приводится пророческое повеление, вмешиваясь в эту ситуацию и указывая о законе равенства и предоставления выбора, смыслом которого является то, что если постящийся достиг крайней тяжести и сильной слабости продолжая поститься, то не будет считаться воспользовавшимся рухсатом, которое любит Всевышний и Всемогущий Аллах. Поэтому он (с.а.с.) предельно ясно высказался: «Сегодня те, кто не постился, получил награду», т.е. разговение при этом становится обязательным, и кто будет разговляться, получит вознаграждение за применение рухсат Аллаха. Увидев, что разговляющиеся разбили палатки и поили верблюдов, и то и другое является приближением и подчинением Всевышнему и Всемогущему Аллаху, мы понимаем, на что указывают слова Посланника (с.а.с.) «Сегодня те, кто не постился, получили награду» , т.е. всю награду   — награда за применение рухсат в тягости и награда за разбивание палаток и поение верблюдов. Таким образом, становится абсолютно ясной совместимость всех приведённых хадисов. Совместимость и связанность друг с другом заключается в утверждении   — пост в пути  подобен разговению и нет превосходства одного над другим.